В столичном районе Фили на берегу Москвы-реки есть трехэтажное здание, построенное еще в 1964 году. Уже почти 60 лет в нём расположена знаменитая «Химчистка-22», название которой неразрывно связано с именем легендарной Зои Михайловны Гороховой.
«Здесь раньше стояли бараки, в которых жили рабочие близлежащих заводов, ‒ вспоминает Зоя Михайловна. ‒ Дела у предприятий шли хорошо, и рабочие получали новые квартиры. На освободившемся месте было решено построить фабрику химической чистки. Не просто типовую двухэтажную химчистку, а именно фабрику по особому проекту, мощное производство, призванное обслуживать восемь районов Москвы посредством организации более 200 приемных пунктов. Так был перенят зарубежный опыт – строить крупные производства вдали от жилых массивов».
Жилой массив здесь всё же появился – ЖК «Береговой», но лишь спустя много десятилетий, и это уже совсем другая история.
К моменту принятия решения о строительстве фабрики химчистки в Филях З.М. Горохова имела опыт работы в артели химической чистки, а также на нескольких фабриках химической чистки созданного в те годы Объединения «Чайка». А главное – она была и остается пионером московской химчистки, будучи выпускницей самого первого выпуска Политехникума имени Моссовета по специальности «химическая чистка». Однокашники были направлены развивать новый вид бытовых услуг в различных городах страны, а Зою Михайловну как самую юную было решено оставить с той же задачей в Москве. Сегодня стаж ее работы в отрасли составляет 66 лет, из них 58 – в «Химчистке-22» и 50 – в качестве директора.
В 1997 году произошло знакомство с фирмой Koblenz & Partner, первые совместные поездки на зарубежные специализированные выставки и заводы-производители. Тогда на двадцать второй фабрике, ставшей после приватизации ЗАО Фирма «Химчистка-22», произошло капитальное обновление парка оборудования. К машинам химической чистки «Бёве-Блеск» второй половины 80-х годов добавились новые машины Böwe, а гладильный цех полностью оснастился оборудованием Veit. «Мы сохранили всё оборудование, и оно прекрасно работает», ‒ подчеркивает Зоя Михайловна. И это логично, особенно если учесть, что начала она работать на фабрике химчистки №22 в должности главного инженера.
Впоследствии «Химчистка-22» закупила у фирмы Koblenz & Partner машину химчистки EazyClean на силиконовом растворителе GreenEarth. «Это дает нам возможность чистить любой поступающий на предприятие ассортимент, ‒ говорит директор предприятия. ‒ Не бывает случаев, чтобы мы кому-то отказывали в приеме в обработку».
Огромную площадь на втором этаже здания занимает ковровый цех. «Времена меняются, одежда становится более простой, более универсальной и, как правило, ее можно стирать в стиральной машине. В этой связи появление нового жилого комплекса не принесло нам толпы новых клиентов, ‒ поясняет З.М. Горохова. ‒ Зато ковры они сдают в обработку именно нам. Плюс мы собираем заказы и из других районов Москвы».
Много заказов «Химчистка-22» получает от корпоративных клиентов – от дорожно-строительных компаний до учреждений Министерства образования. «В своё время мы на фабрике правильно спрогнозировали дальнейшие возможные изменения в области привычек людей и пошива одежды и поняли, что процент обработки изделий в водной среде будет неуклонно расти и превалировать над чисткой в растворителях, ‒ отмечает Зоя Михайловна. ‒ Вот почему мы озаботились тем, чтобы создать на предприятии несколько цехов стирки на базе прежде всего оборудования Ipso, в чем нам помогли наши партнеры из фирмы Koblenz. Один из цехов работает исключительно на стирку белья детских садов. Во-первых, детское белье стирается по особой технологии с увеличенным количеством полосканий, для него используется особая химия, но, в любом случае, совершенно недопустимо стирать в одном цехе детские сады и иные организации. Те, кто так делает, совершает преступление».
Сегодня «Химчистка-22» продолжает успешно работать, обслуживая как организации, так и индивидуальных заказчиков из разных районов столицы, в том числе через сеть приемных пунктов. «Трудно сейчас всей отрасли, ‒ подытоживает З.М. Горохова, ‒ особенно большим предприятиям, поскольку им сложнее обеспечить себя заказами, чтобы загрузить свои мощности. Но мы работаем, зарабатываем деньги и будем держаться дальше!»